время связи   ONLINE-ВЕРСИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ БЕСПЛАТНОЙ ГАЗЕТЫ
// СВЕЖИЙ НОМЕР
• ВОРОНЕЖ-ЦЕНТРТЕЛЕКОМ
• МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ
• КОММУНИКАЦИИ
// КОНТАКТЫ, ОБ ИЗДАНИИ
 
  архив  
 
MAIL-СООБЩЕНИЕ
 

ТЕЛЕПРОГРАММА BC
о программе
о компании
©, ИНВАПРЕССА


Газета распространятся бесплатно:
• ЦРК Воронеж-ЦентрТелеком (пр.Революции 35),
• АТС-23 (ЦРК),
• АТС-13 (ЦРК),
• ЦУС на Кирова, 10,
• отделения связи
• Офис "Би Лайн GSM",
• Офисы "MегаФон",
• Адресная доставка ("Бизнес Лайн")
• Салоны мобильной связи
скоро: подробные адреса…

Rambler's Top100

ГАЗЕТА / НОМЕР 39 - ИЮЛЬ 2006 / МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ /
Входящие
Новые правила тарификации и возможные последствия

С 1 июля 2006 года в России действует новый порядок тарификации вызовов для абонентов телефонных сетей общего пользования (сетей ТфОП) и для абонентов мобильных сетей связи. Операторы руководствуются поправками к ст. 54 федерального закона «О связи», принятого Госдумой РФ в третьем, окончательном чтении 8 февраля 2006 года.

Новый порядок тарификации называется CPP (Calling Part Pays) и заключается в том, что за вызов платит всегда та сторона, которая инициирует вызов, а входящие вызовы не тарифицируются – то есть все входящие звонки бесплатны.
   Есть три исключения из этого правила: звонок с помощью телефониста за счет вызываемого абонента, звонок на бесплатную горячую линию и звонок абоненту, находящемуся в роуминге.

Новые правила тарификации
1. Абоненты фиксированных телефонов оплачивают вызовы на федеральные (в коде DEF) мобильные номера. Тарифы на звонки с фиксированного телефона на мобильный можно уточнить у Вашего оператора ТфОП (1,5 руб. для ОАО «ЦентрТелеком». – «ВС»).
   2. Абоненты мобильных сетей больше не будут платить за входящие вызовы – вне зависимости от тарифного плана и от того, откуда пришел вызов, – из домашней сети абонента, сети другого мобильного оператора, сетей спутниковой связи, из другого региона России или из другой страны.
   Это правило распространяется на абонентов, которые находятся в своем «домашнем» регионе (его границы можно уточнить у оператора). Если абонент выезжает за пределы своего «домашнего» региона (к которому «привязан» абонентский номер), то есть находится в роуминге, правило СРР на него не распространяется. Тарификация входящих вызовов при нахождении за пределами «домашнего» региона зависит от условий тарифного плана.

Арифметика абонента
С одной стороны, все хорошо: ты звонишь – ты и платишь, тебе звонят – ты не платишь. Высокая стоимость входящих звонков с городских телефонов ушла в прошлое, а установленные госрегулирующими органами тарифы явно ниже, чем те, по которым платил абонент мобильной связи за входящие с городских.
   Если взять «семейный бюджет», экономия заметна. Сейчас, если мне надо позвонить на мобильный, я могу потратить 1,5 рубля за минуту, набрав с домашнего, или около3,4 рубля ($0,1 без НДС), позвонив с мобильного. Поскольку деньги все равно платить мне, то с точки зрения экономии надо звонить с домашнего проводного телефона.
   Напомню, что в аналогичной ситуации до 1 июля стоимость звонка с городского была 17 копеек, зато абонент мобильной связи платил за входящий вызов до 6,7 рубля и больше (в зависимости от тарифного плана). В то время для «семейного общения» однозначно выгоднее было звонить с мобильного на мобильный (платит только одна сторона), стоимость исходящего на мобильные была, как правило, ниже, чем на городские.
   Однако если выгоду для пользователей увидеть можно, то для операторов не все однозначно.

Арифметика оператора
За десять дней до вступления в силу новой поправки, 19 июня, Федеральная служба по тарифам и «Россвязьнадзор» объявили наконец, что стоимость звонков с фиксированных аппаратов на мобильные в большей части регионов России составит 1,5 рубля за минуту разговора, при этом 95 копеек из этой суммы достанутся сотовым компаниям, еще 23 копейки уйдут в бюджет в качестве НДС, а 32 копейки останутся у дочерних компаний «Связьинвеста». На первый взгляд, наибольший удар тариф нанес по сотовым компаниям: вместо двух-трех рублей (а зачастую и более шести) им достанутся 95 копеек.
   Невредно вспомнить о том, что еще 24 мая на московском «круглом столе» «Билайн» назвал цифру в 4 цента «приемлемой», а «МегаФон» обозначил диапазон 2,5-4 цента. «МТС» занял жесткую «пятицентовую» позицию. В итоге операторы согласились на 4,1 цента (1,1 руб.) с последующим повышением до пяти (1,35 руб.). Однако государственные органы решили иначе, что, собственно, и вызвало такой шквал «угроз» со стороны мобильных операторов о повышении стоимости исходящей связи и «огромных» убытках компаний.
   До введения принципа CPP плату за звонки с городского телефона на мобильный и устанавливали, и взимали сами мобильные операторы, заметно пополняя карман за счет высоких тарифов. По оценкам российских аналитиков, в среднем минута такого разговора обходилась сотовому абоненту в три рубля. (В Воронеже до 6,7 рубля, или $0.2 без НДС, и даже выше. – «ВС»)

Туманное усреднение
Чтобы понять, какие реальные изменения могут произойти в доходах и расходах всех операторов, необходимо погрузиться в мутную сферу интерконнекта – расчетов за транзит трафика между ними. До введения принципа «платит входящий» внутренняя кухня межоператорских расчетов российских компаний связи выглядела так: каждый из операторов связи заключал со всеми остальными договоры, которые и устанавливали расценки на интерконнект.
   Сколько сотовые операторы платили фиксированным за каждую минуту пришедшего к ним трафика, в точности неизвестно (по неофициальным данным, от 24 до 65 копеек. – «ВС»), но вряд ли больше одного цента – ведь столько они платили последний год друг другу. Согласно заявлениям сотовых компаний, средняя себестоимость такого звонка у них составляет пять центов, а абоненты платили десять-двадцать. Если вычесть из этой суммы еще один цент платежа фиксированным операторам, то от четырех до четырнадцати центов чистого дохода оставались у сотовиков.
   При новых тарифах сотовые компании будут получать с каждой минуты входящего с фиксированной сети звонка 95 копеек, то есть около 3,5 цента, их прямые убытки составят как бы 1,5 цента с каждой минуты (кроме, возможно, Tele2, который как бы ничего не теряет на звонках «город-Tele2». – «ВС»). Основная претензия мобильных операторов к чиновникам – несправедливая цена за интерконнект с сетями фиксированной связи, оказавшаяся даже «ниже себестоимости».

Лимитированный безлимит?
Переход на рыночную схему межоператорских взаиморасчетов может самым серьезным образом отразиться на операторах, активно предлагающих сравнительно дешевые безлимитные пакеты («Скайлинк»). Пользователи «анлимов» традиционно много звонят на городские телефоны и мобильные сети других операторов, чаще всего «анлимы» приобретаются именно для этого. GSM-операторы более-менее защищены от такой напасти высокой абонплатой, а вот о том, как будут договариваться «Скайлинк» и «Кодотел» со своими GSM-коллегами, можно только догадываться.

Архивные тарифы
Если новые тарифы, вводимые операторами с мая (а «Проще говоря» был введен «Билайном» еще в апреле), очевидно, были рассчитаны с учетом CCP, то что будет со старыми ТП? Интересный вопрос – насколько необходима и целесообразна коррекция старых тарифов? Здесь многое зависит от числа реальных пользователей.
   Все мы прекрасно помним о ключевом условии участия в многочисленных акциях «МТС»: после окончания срока действия абонент переводится на действующий ТП, обратной дороги в «архив» нет.
   «Билайн» проявлял меньшую активность по добровольно-принудительному переводу абонентов на новые ТП, но самые привлекательные тарифные предложения имели ограниченный срок действия.
   Отдельная тема – архивные ТП «МегаФона». Оператор вполне сознательно не предпринимал и не предпринимает серьезных шагов по «перетягиванию» абонентов с архивных тарифов, что выглядит вполне логично: этих абонентов слишком много. При всех бесплатных входящих и цене межоператорской минуты в 95 копеек вероятность тюнинга отдельных ТП почти неизбежна. Вполне возможно, что в «МегаФоне» решили не рубить кошке хвост по частям, а расправиться со всеми неприемлемыми с 1-го июля тарифами одномоментной хирургической операцией.
   В воронежском «МегаФоне» мы получили информацию о том, что, несмотря на возможные изменения в тарифной политике компании, направленные как на незначительное увеличение, так и на снижение цен для действующих абонентов, клиенты, обслуживаемые на архивных тарифах, не будут принудительно переводиться на новые ТП. Это касается всех тарифов, за исключением ТП «Просто Прием», поскольку после 1 июля этот тариф потерял свою актуальность.

Чей карман?
Сотовые операторы делают заявления об огромных убытках, однако реальная картина будет более-менее ясна не раньше осени. В первое время возможно резкое увеличение входящего трафика с городских сетей. Но затем наступит пора получить счета за проводной телефон и, если сумма в нем будет значительно выше, чем обычно, то, возможно, количество звонков с фиксированных сетей сократится (хотя это вряд ли коснется «офисных» телефонов).
   С другой стороны, есть некие «рефлексы» – ведь большинство людей не привыкли набирать федеральные номера с «простого» телефона, когда рядом лежит мобильный. Да и до настоящего времени звонить с фиксированного на мобильный телефон считалось не очень вежливым, так как входящие с городских были платными для мобильного абонента, и люди старались звонить с мобильного на мобильный.
   Российские аналитики осторожно относятся к прогнозам об изменении трафика. Позиции как аналитиков, так и представителей индустрии связи разделились. Первая точка зрения заключается в том, что согласно принципу CPP должен вырасти трафик с фиксированных аппаратов на мобильные. Теперь вопрос с оплатой входящего звонка сотовым абонентом по высоким расценкам исчезла. Кроме того, есть соображение экономическое: «Установленная в размере 1 рубля 50 копеек цена звонка с фиксированных на мобильный – это дешевле, чем звонки с сотового на сотовый по многим тарифным планам», – отмечает Леонид Меламед, президент «МТС». Разделяют эту позицию и аналитики ИК «Атон».
   Между тем, есть и обратный сценарий, который также рассматривает г-н Меламед: «Сработает чисто психологический барьер. Пользователь раньше не платил за звонки с фиксированного, а теперь будет. Это может его остановить».

В ожидании
Несмотря на ощущение, что все начали заранее готовиться к введению принципа «платит звонящий», в начале июля ситуация по-прежнему непонятна. С одной стороны, финансовые ожидания мобильных операторов от госрегулятора не оправдались, с другой – никто не может спрогнозировать реальные убытки или прибыли. Абонентам и проводных, и мобильных сетей надо привыкать к новому порядку тарификации, а это займет достаточно много времени.
   Пока операторы будут анализировать изменения трафика, пока мы привыкнем звонить по-новому… Первые итоги, как мне кажется, будут не раньше осени. К этому времени будем ждать коррекции тарифов. Кто из операторов первый решится сообщить абонентам, о повышении цен?
   Уже сейчас появляются заявления о том, что «мобильная связь в Европе дороже в десятки раз, чем у нас» (вспомним аналогичные заявления о бензине, газе, электричестве). И все же хочется надеяться, что тарифы останутся более-менее разумными и значительных изменений не произойдет.

С. Дитятев.
Использованы материалы mobile-review.com, www.expert.ru, sotovik.ru (опубликованные 22.06.2006 – 04.07.2006)

В продолжение темы:
• Кто заплатит за бесплатные входящие
• Чем заплатит абонент (интервью)


<< содержание номера
<< раздел "Мобильная связь" за 2006 год
  2006, © Инвапресса