Обозреватель международной рубрики нашей газеты Ашер Зеликсон этим летом посетил
Россию. Что бросилось в глаза при посещении нашей страны человеку, который
объездил почти весь мир, активно пользуется сотовой связью и Интернетом?
Об этом
материал в нашей традиционной рубрике "Рассказы старого еврея".
"Коммунизм – это советская власть плюс
сотовизация всей страны!"
"Каждому советскому гражданину – по мобильному телефону!"
Этими лозунгами, без сомненья, были бы увешаны города, если бы
протянул Союз до XXI века. И уж точно основным пунктом "Основных
направлений развития народного хозяйства" было бы: "Досрочно к 30-му
Съезду КПСС полностью закончить сотовое покрытие страны!".
Так думал я дождливым июнем, гуляя по российским городам и
поражаясь масштабу распространения и уровню развития сотовой связи. И правда,
вступив в эру сотовой связи с достаточно серьезным опозданием – по
сравнению с большинством стран Запада, – Россия успела не только
догнать их семимильными шагами, но и уже в кое-каких аспектах, как мне
показалось, перегнать некоторых из них.
Количество мобильников "на душу населения" намного
выросло. Естественные тенденции расширения услуг операторов связи в условиях
увеличивающейся конкуренции между ними и, как результат, неуклонное снижение цен
на эти услуги привели, как и ожидалось, к значительному росту числа
пользователей. Надо отдать должное, разумеется, и развитию новых технологий, и
техническому оснащению инфраструктуры сотовых сетей.
Действительно, сегодня в России мобильник превратился из
предмета роскоши в обычный бытовой прибор, не менее распространенный, наверное,
чем видеомагнитофон. А кто не помнит, как в конце 80-х годов прошлого века
смотрели на счастливого обладателя видика, пусть даже такого мастодонта, как
"ЭЛЕКТРОНИКА-ВМ"!
Итак, не останавливаясь сегодня на изобилии выбора самих
сотовых трубок и вопросах их эксплуатации, отдам должное трем китам российского
GSM – "МТС", "Мегафону" и "Би Лайну",
обойдя операторов других стандартов связи. Сравню для примера их сервис и услуги
с нашим GSM-оператором "Orange".
Во-первых, меня поразили легкость, быстрота и отсутствие
какой-либо бюрократии при подключении к услугам оператора. Самое большее
полчаса – вот сколько нужно для решения о выборе тарифного плана и
покупке смехотворно дешевой СИМ-карты, и это при высокопрофессиональной помощи и
вежливом обращении работников салонов связи. Во-вторых, чуть ли ни не через
каждые сто метров я натыкался на пункты платежей сотовым компаниям –
следовательно, никаких затруднений с пополнением баланса у клиента не возникнет.
Да и почти в каждом киоске есть предоплаченные балансные карты!
В-третьих, кроме шуток, уверенное сотовое покрытие и
автоматический свободный роуминг я наблюдал не только в крупных городах и даже
на многих станциях метро Москвы и Санкт-Петербурга, но, что меня приятно
удивило, и в местах, достаточно отдаленных от цивилизации. Сидеть на берегу
красивейшего озера посреди карельского леса и наслаждаться высоким качеством
связи, разговаривая с домом, что на другом континенте, – это что-то!
Так и хотелось подкинуть идею для рекламного ролика.
Пожалуй, на этом мои дифирамбы заканчиваются.
Рассматривая вопрос о подключении, замечу, что израильский
оператор "Orange" также имеет план подключения, при котором абонент,
покупая СИМ-карту, в дальнейшем пополняет ее баланс через предоплаченные карты с
ПИН-кодом. Однако такой план весьма непопулярен, так как тарифы и немного выше,
и нет возможности получить всевозможные скидки, предоставляемые абонентам плана
ежемесячной оплаты. В последнем случае, как правило, абонент предоставляет
сотовому оператору данные своей кредитной карты (или банковского счета, что
реже) и больше уже не должен думать о проверке баланса и его пополнении. Счет и
распечатка звонков приходят раз в месяц. С другой стороны, абоненты плана
предоплаченного баланса имеют большую возможность экономить, контролируя
расходы; надо сказать, что этот план в основном выбирают люди с более скромным
достатком, не имеющие кредитных карт. Однако и в том, и в другом случае,
несмотря на дороговизну СИМ-карт в Израиле ($30-50 в зависимости от выбора
плана), следует отметить одно железное преимущество перед российскими
операторами: все входящие звонки у всех операторов и при всех планах –
бесплатные. Монопольный оператор проводной связи компания "Безек"
тарифицирует все звонки повременно с соответствующей надбавкой при звонках на
сотовые номера. Конечно, в России приятнее звонить с домашнего
телефона – даже на федеральный номер (если оператор в твоем городе)
тариф идет местный, но платить за входящие звонки – это, по-моему,
несправедливо. У "Orange" нет такого изобилия сбивающих с толку
тарифных планов, как в России, а просто есть фиксированный посекундный тариф в
15 центов минута на звонки внутри сети и на городские номера и тариф в 25 центов
на звонким другим сотовым операторам. Есть 80-процентная скидка на звонки на
четыре телефона своей сети, если они зарегистрированы как принадлежащие одной
семье и оплачиваются с одной кредитной карты, а также возможность получения 50-
процентной скидки на ещё два номера своей сети при ежемесячной доплате в $5. И
никакой ежемесячной абонентской платы – платишь только за то, что
наговорил. Что касается предоплатного плана, то даже при нулевом балансе можно
спокойно принимать входящие звонки и "эсэмэски" в течение года после
последнего пополнения баланса.
По тому же принципу бесплатных входящих звонков работают
и два сотовых оператора соседнего с нами Египта – "Мобинил"
и "Водафон". Разница в том, что тарифицируют они поминутно, взимают
абонентскую плату с плана ежемесячной оплаты (при котором тариф на сами звонки
куда ниже, чем на предоплатном); зато период приема звонков при нулевом балансе
предоплатного плана (у них он называется "период милости") всего лишь
месяц.
Так что в целом ситуация с сотовой связью меня
порадовала – технически Россия догнала мировых операторов связи, но
вот тарифные планы надо дорабатывать – навстречу абоненту, а не только
в интересах самих компаний связи!